[ Войти ]

Основная  Мероприятия

  Психолог

  Услуги

  Расписание

  Педагоги

  Наши детки

  Фотогалерея

  Статьи

  Объявления

  Контакт

 

Тематика статьи: Общая

Что делать с детьми!

 

   Детский центр АпельсинПо данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья учащихся. Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребёнка, противоречивые требования со стороны родителей и педагогов,  а также неадекватные требования, не соответствующие психофизическому развитию школьника. Негибкая, догматическая система воспитания в школе, конфликт воспитательной системы.  Увеличение нагрузки на учащихся: появление  дополнительных предметов, повышение уровня требований для поступления в Вузы. Всё это неблагоприятно действует на ребёнка.  Следствием такого воздействия часто является нарушение психологического здоровья учащихся.

Психологи обеспокоены этой проблемой и предлагают решить ее различными способами саморегуляции, формированием коммуникативных компетенций. Мне, как практическому психологу, эта проблема  интересна, появилось желание действовать. Работая со старшеклассниками, меня в первую очередь заинтересовало  проявление феномена тревожности в 11-м классе, поскольку, по мнению учёных, тревожность проявляется у выпускников наиболее ярко.

В этот период времени подростки определяются со своим будущим, выбирают свой жизненный путь, свою линию жизни, которой затем они будут стараться следовать. Система дополнительного образования, где дети могут попробовать себя в различных направлениях, помогает самоопределению ребенка.  Но зачастую происходит и так, что детское увлечение остается просто хобби, и ребенок ставит перед собой вопрос: «Что делать?». Дополнительное образование положительно влияет на решение проблемы тревожности выпускников, но не решает ее. Однако у школьников тревожность в 11-ом классе возникает  по другому поводу. Выпускные и вступительные экзамены – вот главная  проблема на данном этапе. Понимая, что  сдача  экзаменов во многом определит их дальнейшую судьбу, учащиеся 11-х классов начинают беспокоиться и тревожиться за своё будущее. Причём с приближением экзаменов тревожность всё нарастает и нарастает. Мои исследования подтверждают, что уровень высокой ситуативной тревожности у учащихся 11-го класса возрастает на 9% по сравнению с 10-м, а уровень высокой личностной тревожности – на 25%. Мой профессиональный долг – помочь выпускникам, и я стала использовать традиционные способы снижения тревоги,  предлагаемые психологами (саморегуляция, проигрывание ситуации экзамена). Но оказалось, что  они мало действенны, так как оказывают влияние  только на ситуативную тревожность, а личностная остаётся неизменной.   Я пользовалась советами и рекомендациями, даже использовала свою любимую арт-терапию. Три года тревожность стояла на месте, а я злилась: «Что ей нужно?». Три выпуска одиннадцатиклассников, ушли из школы с «тревогой». Ошибки и неудачи - это опыт пусть отрицательный, но ведь опыт же?

Жизнь иногда сама дает нам ответы, только нужно их услышать. Вдруг слышу от своего учителя гештальта Нифонта Долгополова: «Тревога - это разрыв между настоящим и будущим…». Бывает же такое? Решая свои проблемы, поднимаешься в своем развитии и понимаешь, вот он,  ответ. Мысль является достаточно сильным фактором, влияющим на сознание человека. Она материальна. Кто в этом сомневается – читайте, сейчас просто море литературы на эту тему, не верите, идите на семинар М. Норбекова или по коучингу. Вот оно! В практической психологии все нужно прожить самому, и я жила.

       Работая в этом направлении, можно направить энергию тревоги в положительное для выпускников русло, а именно, используя методы коуч- и арт-терапии, помочь выпускникам сформировать позитивную жизненную стратегию, тем более когнитивно эта функция у них уже созрела. Теперь мы проживаем это вместе с моими любимыми выпускниками и не только. Я разработала тренинг, и результат не заставил долго ждать. В своей работе, я использовала методику Спилбергера. В марте 2004 года  в 2-х  тренинговых группах из 12 и 10 человек   я провела исследование. После тренинга, в результате формирования позитивной жизненной стратегии ситуативная тревожность у участников групп снизилась на 41.3%, а личностная – на 15.9%. Моей радости не было предела: «Это то, что нужно феномену тревоги.  На четвертом году я решила эту проблему. Слышу возражение родителей, учеников,  педагогов: « А если нет психолога в школе или он силен в другой области?» Самое главное - не отчаиваться, можно использовать имеющуюся в большом количестве на прилавках книжных магазинов литературу, указывающую пути к успеху, и самому поставить  перед собой цели, убрав разрыв между настоящим и будущим, тем самым освободиться от тревоги. Только одно условие - делайте это с удовольствием и не в одиночестве.

          Представьте себе, если проводить такую работу в системе дополнительного образования, ведь «море» энергии можно перенаправить в нужное конструктивное русло, на выпускной концерт в музыкальной школе или дипломную работу по искусствам. Дети творческие, талантливые, по моим личным наблюдениям очень эмоциональны, все они воспринимают остро, болезненно. Наша задача - помочь им раскрыть их большие возможности, как я уже говорила направить энергию тревоги в положительное русло. Наша - это учителей, психологов и вас уважаемые родители.

     Часто родители, учителя спрашивают: « Что вы там с детьми делаете?». Жизни  радуемся, мечтаем и от ваших взрослых стереотипов избавляемся. Все просто - играючи к жизни взрослой готовимся. Цель моих занятий с детьми - социализация личности.

Ведь есть разница услышать или сделать самому.

                                                                        Детский центр

                                                                        Ваш психолог Галина Николаевна

12.08.2011 4:15:52



Комментарии к статье: