[ Войти ]

Основная  Мероприятия

  Психолог

  Услуги

  Расписание

  Педагоги

  Наши детки

  Фотогалерея

  Статьи

  Объявления

  Контакт

 

Тематика статьи: Общая

Если ваш ребенок подросток.

Лучший детский центрПодростковый возраст является довольно сложным для детей и достаточно длительным. Меняется физиология, а, самое главное, иным становится внутренний мир подростка. Он по-другому начинает мыслить, чувствовать, переживать, общаться. Особенно остро подростковый кризис протекает в так называемых «дисфункциональных семьях», к которым, к сожалению, относятся большинство современных российских семей. Поведение подростков становится своеобразным индикатором семейных неурядиц. Страдают также и родители – они не понимают, как наладить контакт со своим ребенком, вступающим в кризисный период «бури и натиска».



Что такое переходный возраст, пубертатный период, кризисный период?

Половое созревание влечет за собой определенные физиологические и психологические перемены. Но главным образом процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.

Родителям важно подготовить своих детей к физическим изменениям, которые происходят с их телом. С психологическим и социальным взрослением дела обстоят сложнее. Придумано много ерунды о том, как странно ведут себя подростки, и вымыслы эти не всегда соответствуют действительности. Взрослые по-разному относятся к проказам молодости: от терпимости и понимания и до гнева и потери контроля.

Подростковый возраст – это проблемный период, для которого характерны резкие смены настроения, противоречащее общепринятым нормам поведение и появление у подростка суицидных мыслей.

Но это еще благоприятный период для развития определенных психических свойств и социальных способностей, которые приводят подростка к взрослению. Появляется абстрактное мышление, идут сложные процессы в развитии и понимании речи. Постепенно это приводит к увеличению интереса подростка к чтению и письму. Он также начинает задумываться над такими понятиями, как "будущее" и "что будет если...".

В этот период надо обратить особое внимание на взаимоотношения между родителями и детьми. Следует сохранять чуткое равновесие между уважением потребности в независимости, которую подросток демонстрирует, и тем, что он по-прежнему сильно зависим от родителей в других сферах. Понять его потребность быть таким, как все его друзья, однако требовать ответственного поведения в коллективных рамках.

  В этот период меняются и школьные требования. В старших классах усиливаются учебные требования, они включают анализ материала и написание аналитических работ. Кроме того, от ученика требуется ежедневный порядок и организованность, способность переходить из класса в класс и справляться с учебным расписанием, в котором присутствуют разные учителя с разными требованиями. Вдобавок возрастает учебная нагрузка, от ученика ждут самостоятельного выполнения работ и оригинального мышления, тогда как при таком расписании учителя менее доступны. 

Что характерно для нормального развития подростка?

Желание быть самостоятельным человеком и освободиться от родительской зависимости.

Ощущение себя как личности.

Умственное взросление.

Формирование системы глубоких взаимоотношений со сверстниками.

Открытие себя как сексуальной личности.

Планирование будущего, размышления о дальнейшей учебе, профессиональной карьере и т.п.



Чтобы достичь этих целей, подросток зачастую восстает против родителей или других внешних авторитетов. Иногда он противопоставляет ценностям семьи ценности группы своих сверстников и пробует в той или иной мере различные виды непривычного и даже безответственного поведения.



Одна из основных проблем, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями.

В подростковом возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый период со множеством характерных для него перемен труден для всех детей этого возраста и их родителей.

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он как правило протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Состоялось как бы свержение их с пьедестала. Но в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции утрачивают силу.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка родители должны понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Как это сделать? Следите за нашими публикациями.

До встречи!

Детский центр
Педагог – психолог Галина Николаевна.

12.08.2011 4:10:55



Комментарии к статье: