[ Войти ]

Основная  Мероприятия

  Психолог

  Услуги

  Расписание

  Педагоги

  Наши детки

  Фотогалерея

  Статьи

  Объявления

  Контакт

 

Тематика статьи: Воспитание детей

Нужно ли наказывать детей.

Детский садДля начала зададимся вопросом, что же такое наказание. Ибо наказание—это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает.


С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили.

Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. “Провинность” представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.


Часто родители сомневаются, правильно ли они воспитают ребенка: "Может быть, я слишком строг или, наоборот, слишком мягок?" Родители всегда расстраиваются, если их ребенок начинает плохо себя вести в публичном месте. Им кажется, что они допустили какую-то ошибку в воспитании.

В процессе воспитания родители должны руководствоваться возрастом ребенка и его способностями к восприятию.

Малыш, которому не исполнилось еще двух лет, требует постоянного внимания и напоминаний. В то время как четырех- или пятилетний ребенок уже обладает способностью самоконтроля и понимает, что хорошо, а что плохо. Методы, которые применяют к более взрослым детям, к примеру остановиться и задуматься о собственном поведении, не подходят к маленьким, которые еще не понимают, чего плохого они сделали, или не в состоянии запомнить правил поведения.

У трехлетних или у детей чуть младше чрезвычайно сильна жажда познания окружающего мира. Им крайне необходимо до всего прикасаться и делать многие вещи самим, поэтому они не думают об ограничениях. Поскольку сиюминутные желания маленьких детей настолько велики и они живут только здесь и сейчас, малыши редко понимают, что делают что-то неправильное, даже если им об этом и говорили по несколько раз. Если детям в этом возрасте постоянно напоминать о том, что те делают что-то плохое, они будут удивляться и огорчаться.
Вместо того чтобы давать наставления, лучше все время быть рядом с маленьким ребенком, общаться с ним и следить за тем, чтобы он не натворил бед. Если за детьми не следить, то они теряют чувство правильного и неправильного поведения.

Часто родители наказывают четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли. К примеру

. Ребенка, который кидается в других песком, стоит лишить привилегии играть в песочнице на один день. Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, игрой в песочнице и ее  утратой.

Одним из главных элементов в процессе воспитания является тон, которым родители разговаривают с ребенком. Если их голос звучит четко и уверенно, дети всегда слушаются. Если же ваш голос звучит неубедительно, в нем есть нотки сомнения, ребенок будет и дальше продолжать шалить. Наиболее подходящий тон - уважительный, но строгий. Родителям стоит говорить об ограничениях спокойным, вежливым и твердым голосом. Если же первое предупреждение не подействовало, следует лишь слегка повысить и ужесточить тон. Кричать на детей бесполезно, хотя порой бывает очень сложно удержаться от крика. Иногда помогает придвинуть ребенка поближе к себе и, глядя ему в глаза, несколько раз напомнить о запрете спокойным голосом.  Д. Добсон формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка. 

1.Сначала установите границы - затем требуйте их соблюдения. Прежде всего вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите от ребенка.

2.На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

3.Отличайте своеволие от детской безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок.

4. Когда конфликт исчерпан - утешьте и объясните. Ребенок почти всегда тяжело
переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность.

5.Не требуйте невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в
действительности может исполнить то, что от него требуется.

6.Руководствуйтесь любовью. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота.

Помните, что наказания провоцируют отождествление себя с
агрессором. Это означает, что ребенок начинает чувствовать, что агрессивный
способ обращения с людьми - это норма их взаимоотношений и что быть агрессивным
- правильно. Впоследствии он так же станет воспитывать своих детей.
Наказание никогда не должно быть первым шагом после совершения проступка. Это -
последнее, крайнее средство. И уж совсем не следует наказывать ребенка, если он
искренне раскаивается в содеянном. Наказание в таком случае может надолго, если
не навсегда, отвратить ребенка от желания извиниться, ожесточить его сердце.
Чувство стыда - сигнал того, что у ребенка здоровая совесть, а ошибки послужат
для него хорошим уроком. И здесь нужно пойти ему навстречу, дать ему понять,
что вы принимаете его раскаяние и верите ему. Дайте ребенку возможность
испытать сладость честного и доброго примирения, и он останется вам
благодарным.
Детский центр
Педагог – психолог                                                                       Анна Валерьевна 

09.08.2011 14:30:20



Комментарии к статье:

20.11.2012 13:18:52 Исправлено: 13.12.2012 1:58:53
владимир шебзухов

НЕДОУМЕНИЕ

Владимир Шебзухов

 

Ребёнок, что – пустой сосуд.
И мудрецы отнюдь не лгут:
Кем вырастет, узнать не сложно…
Лишь «выльет», что в него «нальют»!


С напутствием отпущена,
В преддверье сна грядущего,
Обиженная Олечка
Задумалась тихонечко:

«От папы с мамой слышу я,
Что часто не понять --
«Избаловали мы тебя,
Пора и наказать!»

Послушают едва ли,
Но всё ж сказать отважусь я,
Дождусь лишь только дня --
Ведь вы -- избаловали,
Так почему наказывать
Должны, всегда, меня?!»