[ Войти ]

Основная  Мероприятия

  Психолог

  Услуги

  Расписание

  Педагоги

  Наши детки

  Фотогалерея

  Статьи

  Объявления

  Контакт

 

Тематика статьи: Воспитание детей

Мудрый родитель - счастливый ребенок.

Детский сад Апельсин

Каждый родитель желает добра своему ребенку, каждый хочет видеть его счастливым и успешным. Но все ли осознают, что взаимоотношения в семье определяют успешность ребенка во всем. Понимаем ли мы, что отношения с родителями, реакции на различные жизненные ситуации в семье представляют собой фундамент для будущих отношений в социуме. Это сценарии, на основе которых ребенок строит отношения с миром и людьми.

Зачастую, эти сценарии негативны и стабильны, (только если родитель не начинает заниматься своим личностным и духовным развитием). Как правило, подобный опыт переживался каждым из нас в детстве. Вы, наверное, замечали, что  у одинокой матери, как правило, одинокая уже взрослая дочь. Выдающийся доктор психологии прошлого века Карл Юнг проводил исследования в семьях ассоциативным методом  и обнаружил параллелизм в типах ассоциаций, например, мать сорока пяти лет, ее муж – алкоголик. У дочери точно такие же реакции, как и у матери. Эта девушка только вступает в мир, но подобно сорокалетней женщине и она уже «замужем за алкоголиком», вообразите, какой кошмар ее ожидает! Такой сопричастностью объясняется, почему дочь алкоголика, юность, которой, была сущим адом, вопреки здравому смыслу, найдет себе такого же алкоголика и выйдет за него замуж, а если он таковым не окажется, то она его переделает, чтобы все было как в ее семье. Приблизительно так реализуются наши семейные сценарии. Почему это происходит, да потому, что бессознательно все наше раннее детство.

 Будучи взрослыми, мы можем игнорировать те или иные установки, нормы и правила  наших родителей или значимых для нас людей. Например, мать говорит своей взрослой дочери, что ребенку нужен отец, и разрушать семью нельзя, что нужно терпеть и жить, но взрослая дочь поступает по - своему. Она не берет, не присваивает интроект (говоря терминологией гештальта) или установку матери, т. к. у нее уже есть свое мнение на этот счет. Она поступает исходя из собственного опыта, если он конечно есть. Проблема в том, что мы не можем игнорировать, то, что уже заложено у нас в области бессознательного, чтобы как то к нему отнестись его для начала необходимо осознать. Осознать и понять, что необходимо изменить в своей жизни, какие качества необходимо развить. Это про нас взрослых, хотя вы можете сказать, зачем мне это. Да ради детей, уважаемые.

 А вот с детьми, на самом деле, гораздо сложнее, дети многоуважаемые родители не сомневаются, а глотают установки, которые мы им навязываем. В то самое бессознательное! Иногда  в хорошем смысле мы им прививаем общечеловеческие ценности любовь к родителям, уважение к взрослым и сверстникам, доброе отношение к животным, сострадание, сопереживание, патриотизм  и  это замечательно. Но бывает, мы прививаем им неуверенность в себе, недоверчивость, перфекционизм, страхи и т.д. Вы спешите не согласиться! А зря, бывает,  ругая за пролитый сок, вы называете ребенка «неуклюжим», за испачканные ручки «поросенком». А за плохие отметки, «глупым» и т.п. Маленькие дети нам верят, верят безоговорочно! Я неуклюжий, я не такой как все, я не умею рисовать, грязный… Вот откуда  чувство вины, стыда и низкая самооценка. Однажды учитель начальных классов очень эмоционально жаловалась мне на ребенка, по поводу завышенной самооценки. И была удивлена моему отношению к ее проблеме. Уважаемые мудрые родители, высокая самооценка у младших школьников это хорошо, да, собственно как и у дошколят тоже. А теперь вспомните… случалось, что мы ругали ребенка, огорчаясь из-за его поступка, при этом унижали его как личность. А маленькие дети безоговорочно нам верили и «складывали» все наши слова в бессознательное.

«Психология лишь в первом приближении наука о сознании. Если копнуть глубже, то обнаружится, что это наука о продуктах того, что мы называем бессознательным. Проблема в том, что мы не можем исследовать бессознательное непосредственно  потому, что оно находится вне сознания, и мы не имеем к нему прямого доступа. Мы располагаем лишь сознательными проявлениями того, что, как мы предполагаем, зародилось в том самом бессознательном – области «смутных представлений» -  пишет Юнг.

В наш центр обратились приемные родители мальчика с проблемой  очень тревожного сна, проявлялось это в стонах и плаче во сне, просыпаясь, ребенок ничего не помнил. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд  считал, что бессознательное может проявляться только во сне и оговорках. Все, что пережил мальчик в своей неблагополучной семье, было вытеснено психикой в бессознательное. Так срабатывает защитный механизм психики, чтобы сохранить своего носителя. Только во сне мальчик снова и снова переживал свое раннее неблагополучное детство. Поистине  влияние бессознательного на нашу жизнь велико.

Вернемся к нашим семейным сценариям. Вспомните уважаемые, как вас воспитывали ваши родители? Что не нравилось и есть ли сходство в вашем поведении  и ваших родителей? На самом деле очень не многие могут сказать, что сценарий не повторяется.

Родители транслируют детям свой опыт, если мы не понимаем, что это происходит, это все равно происходит, но если мы понимаем, то мы должны быть очень ответственными в том, что мы даем своим детям, как мы их воспитываем.

В воспитательной деятельности нет, какой-то абсолютной нормы нет. Родителями быть никто не учит, мы учимся этому сами, так же как учимся быть мужьями, женами, профессионалами.  В воспитательном процессе никто не застрахован от ошибок.

Главное в воспитании маленького человека – это достижение гармоничных отношений, душевного единения и любви с родителями. Кстати о любви - ее много не бывает! Зачастую родители не считают нужным говорить слова любви своему ребенку, считая, что он безусловно знает это. Иной раз только  в кабинете психолога, когда ребенку уже стукнуло 14 лет, звучит это волшебное слово.  Говорите не стесняйтесь.  Любовь  - это основа в воспитании, ведь если вы пытаетесь в ребенке развить такие качества, как обязанность без любви вы получите раздражительность. Вместо правдивости можно получить цинизм и критиканство. Справедливость подменится жестокостью. Умный ребенок станет хитрым. Без любви мы воспитываем пороки.  Ни в коем случае нельзя пускать процесс воспитания  на самотек. Важно подходить к этому вопросу сознательно, и начинать процесс воспитания ребенка с анализа себя, своей собственной личности, семейного сценария.

До следующей встречи уважаемые, Мудрые родители. Читайте наши следующие публикации, мы будем говорить о мире чувств ребенка, о эмпатическом, рефлексивном слушании. Что делать если ребенок уже вырос, стал подростком, как построить гармоничные отношения.

Для мудрых родителей в нашем центре проходят тренинги, звоните и присоединяйтесь, уважаемые. Я буду рада вас видеть.

Детский центр Апельсин

                                                            Ваш психолог Галина Фомичева.

04.10.2011 7:38:50



Комментарии к статье: